Аккумуляторные батареи достаточно нежные «существа» и обращаться даже в рабочем режиме с ними нужно достаточно бережно. В первую очередь, важно следить, чтобы на аккумуляторных клеммах фиксировался именно такой объём заряда, который естественен для данного типа батарей.

По показателям напряжения, силы тока или по мощности он должен точно соответствовать показателям батареи, содержащихся в инструкции к ней, но ни в коем случае не быть выше. Во время перезарядки происходят процессы, в ходе которых кислота, находящаяся в расплаве электролита, восстанавливается. Но движение отдельных электронов остаётся активным внутри расплава, который образовался, и активность их даже выше, чем нужно. Это, в свою очередь, приводит к электролитическому процессу, активизирующемуся в расплаве. Субъективно он выглядит кипением электролита – во время него образуется много пара, происходит испарение воды, выделяются углекислый газ и метан, а также ещё ряд веществ, которые уходят из электролита. В целом плотность электролитического расплава снижается, часть его просто теряется.

Опасность чрезмерного заряда заключается в том, что во время его возникновения срок работы аккумуляторной батарее также несколько понижается, и если такое происходит с ней довольно нередко, или регулярно, как у некоторых водителей, то время работы аккумулятора бывает и во много раз меньше, чем закладывалось в его конструкцию. Поэтому рекомендуется применять самые высококачественные зарядники и следить за процессом, чтобы остановить его вовремя. Процесс останавливается и сам, если напряжение в электролитической жидкости достигнет достаточного показателя и в дальнейшем уже не может увеличиваться.

Современные батареи оборудуются индикаторами для заряда, показывающими, когда достигнута полнота зарядки. На зарядках также содержатся микропроцессоры и специальные элементы, анализирующие уровень заряженности батарей и обрывающих процесс до того, как он перейдёт критический порог. Особенно опасен перезаряд для самого старого из эксплуатируемых сейчас видов аккумуляторов – малосурьмянистых. Перезаряд кальциевой батареи становится для неё последним, с чем они сталкиваются – такой аккумулятор гибнет при перезарядке мгновенно. Доверять индикаторам на 100% нельзя, ведь они дают ошибку примерно до трети значения накопленного заряда, и сам индикатор устанавливается лишь в одной из банок.